Добрый день
уважаемый Михаил Павлович, уважаемые коллеги!
В течении 2018 года в Градостроительный
кодекс РФ, в основной документ регламентирующий деятельность строительного
комплекса на территории России было внесено большое количество изменений. Кроме
того, с 1 июля 2018 года заработала федеральная информационная система ЕГРЗ.
Вкратце расскажу об изменениях, внесенных в Градостроительный кодекс касающиеся
работы госэкспертизы и нюансы работы с ЕГРЗ.
Изменения
внесенные в Градостроительный кодекс
Российской
Федерации.
1. Уточнено понятие «объект
капитального строительства» и вводится понятие «некапитальное строение».
К объекту капитального строительства будут
отнесены здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не
завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых
улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
К некапитальным строениям, сооружениям -
строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные
характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и
последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения
основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и
других подобных строений, сооружений).
2. Уточнены полномочия Российской
Федерации в области организации и проведения государственной экспертизы
проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В части указания на то, что экспертиза в
отношении проектной документации по объектам, расположенным на территориях двух
и более субъектов Российской Федерации, проводится уполномоченными федеральными
органами исполнительной власти (подведомственными им учреждениями), даже если
проектирование и строительство части объекта (этап строительства) предполагается
на территории одного субъекта Российской Федерации. Указанные изменения
обусловлены необходимостью приведения норм, касающихся полномочий Российской
Федерации в области экспертизы, в соответствие с нормами, устанавливающими
полномочия Российской Федерации по выдаче разрешения на строительство и ввод в
эксплуатацию объектов капитального строительства.
3. Уточняются требования к составу и
содержанию разделов проектной документации.
Изменения, направленные на оптимизацию
требований к составу и содержанию разделов проектной документации, определяют
объем проектной документации, но не вводят строгих ограничений по составу и
содержанию ее разделов, фактически предусматривают расширение компетенции
Правительства Российской Федерации в данной области, путем указания в части 13
статьи 48 Кодекса на то, что состав и требования к содержанию разделов
проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в
органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством
Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам
объектов капитального строительства, а также в зависимости от назначения
объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция,
капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания,
источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства,
реконструкции с учетом отдельных особенностей.
4. Исключается необходимость
подготовки проектной документации для капитального ремонта объектов капитального
строительства (за исключением проведения капитального ремонта за счет
бюджетных средств, в таком случае проектная документация должна готовиться в
объеме сметы на строительство).
В случае капитального ремонта застройщику
предоставляется возможность разработки иных разделов проектной документации в
инициативном порядке.
5. Минстрой России наделяется
полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства
по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей
архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного
реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального
строительства).
Также, статья 48 Кодекса дополняется новой
частью 12.3, устанавливающей необходимость указания в проектной документации и
задании на проектирование сведений об объекте в соответствии с классификатором
объектов капитального строительства.
Следует отметить, что согласно пункту 1
статьи 26 Федерального закона требование об указании в задании на
проектирование и в проектной документации сведений об объекте капитального
строительства в соответствии с классификатором объектов капитального
строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям не
подлежит применению до утверждения такого классификатора.
6. Изменяется предмет экспертизы
проектной документации, установленный частью 5 статьи 49 Кодекса.
Согласно новой редакции данной нормы
предмет экспертизы дополняется оценкой соответствия проектной документации
санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны
окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного
наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям
промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности
электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям
антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического
заказчика на проектирование.
Кроме того, в предмет экспертизы также
включается проверка достоверности определения сметной стоимости строительства
объектов капитального строительства в случаях строительства за счет бюджетных
средств и средств государственных компаний и корпораций, капитальный ремонт за
счет указанных средств в случаях, установленных Правительством Российской
Федерации.
До 1 января 2020 года государственная
экспертиза на предмет оценки достоверности определения сметной стоимости
строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального
строительства проводится экспертами, имеющими в соответствии с Кодексом (в
редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона) право на
осуществление проверки достоверности определения указанной сметной стоимости. С
1 января 2020 года государственная экспертиза на предмет оценки достоверности
определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального
ремонта объектов капитального строительства проводится экспертами имеющими
квалификационный аттестат.
7. Отменяется обязательность проведения
экспертизы проектной документации, подготовленной для проведения капитального
ремонта автомобильных дорог общего пользования.
Из части 3 статьи 49 Кодекса исключаются
положения, регламентирующие устанавливающее специальное предписание по
проведению экспертизы проектной документации, подготовленной для проведения
капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.
Одновременно устанавливается, что проектная
документация объектов капитального строительства и результаты инженерных
изысканий, выполненные для подготовки такой проектной документации подлежат
государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства,
реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в
соответствии с требованиями Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности
ее определения.
8. Уточняется порядок признания
проектной документации экономически эффективной проектной документацией.
Предусматриваются конкретные условия, при
соблюдении которых проектная документация может быть признана экономически
эффективной проектной документацией повторного использования. По решению федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
строительства, архитектуры, градостроительства, проектная документация может
быть признана экономически эффективной проектной документацией повторного
использования при одновременном соблюдении следующих условий:
1) Соответствие проектной документации установленным Правительством
Российской Федерации критериям экономической эффективности проектной
документации, подтвержденное положительным заключением государственной
экспертизы проектной документации;
2) Возможность использования проектной документации при подготовке
проектной документации для строительства объекта капитального строительства,
аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям
территории, на которой планируется осуществлять строительство;
3) Наличие у Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или
муниципального образования исключительного права на проектную документацию.
Также устанавливается, что органы,
осуществляющие строительство за счет бюджетных средств, с момента размещения
сведений об экономически эффективной проектной документации повторного
использования в едином реестре получают право безвозмездного использования
такой документации, а также обязанность ее использования для подготовки на ее
основе проектной документации применительно к аналогичному объекту.
10. Упраздняется институт
модифицированной проектной документации
11. Корректируются положения,
регулирующие создание и ведение единого реестра.
Уточнена редакция части 1 статьи 50.1
Кодекса в целях исключения правовой неопределенности в части установления
состава документов и сведений, подлежащих включению в единый реестр.
Новая часть данной статьи предусматривает,
что в единый реестр не подлежат включению сведения и документы, предусмотренные
частью 1 указанной статьи, в случаях, если документы, необходимые для
проведения государственной экспертизы проектной документации и (или)
результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие
государственную тайну
12. Уточняется статья 60 Кодекса,
регулирующая вопросы возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения,
повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований
безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к
обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.
В пункт 4 части 5 статьи 60 Кодекса,
определяющий возможность предъявления регрессных требований к организации,
которая провела экспертизу проектной документации, вносится изменение,
ограничивающее объем оснований причинения вреда несоответствием проектной
документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Кодекса
(предмет экспертизы), то есть требованиям безопасности, без учета требований по
определению сметной стоимости объекта капитального строительства. Новым пунктом
4.3 статьи 60 Кодекса установлено, что ответственность за вред, причиненный
вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или
сооружения, связанный с применением экономически эффективной проектной
документации повторного использования, несет экспертная организация, выдавшая
соответствующее заключение.
13. В
целях установления единых подходов к правовому регулированию установления зон с
особыми условиями использования территории и ограничений использования
земельных участков, расположенных в таких зонах, Земельный кодекс Российской Федерации дополняется новой главой «Зоны с
особыми условиями использования территории».
Зоны с особыми условиями использования
территорий устанавливаются в следующих целях:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) безопасная эксплуатация объектов
транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности
государства;
3) обеспечение сохранности объектов
культурного наследия;
4) охрана окружающей среды, в том числе
защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения,
засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды
обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и
растительного мира;
5) обеспечение обороны страны и
безопасности государства.
Может быть установлено 28 видов зон с
особыми условиями использования территорий.
14.
Установлено, что не требуется получения разрешения на строительство в случае
строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки
природного газа под давлением до 0,6МПа включительно.
О Едином
государственном реестре заключений.
С 1 июля 2018 года полноценно заработал единый
государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов
капитального строительства. Оператором данного реестра определено ФАУ «Главгосэкспертиза
России». В реестр подлежат включению: сведения о заключениях экспертизы, о
предоставленных для ее проведения проектной документации или результатах
инженерных изысканий, о проектной документации повторного использования, в том
числе об экономически эффективной проектной документации повторного
использования; заключения экспертизы и представленные для ее проведения
документы.
В настоящее время алгоритм работы органа
экспертизы следующий:
1) Заявитель (застройщик) на сайте органа
экспертизы создает личный кабинет, заполняет заявку на проведение экспертизы и
загружает документацию подписанную усиленными ЭЦП.
2) Орган экспертизы проверяет
документацию, выставляет замечания.
3) После корректировки документации,
заявитель (застройщик) повторно загружает через личный кабинет окончательный
вариант проектной документации.
4) Организация экспертизы готовит текст
заключения.
5) После этого организация проводившая
экспертизу отправляет окончательный вариант проектной документации свое
заключение оператору ЕГРЗ (Главгосэкспертиза России).
6) После проверки представленных
документов, оператор ЕГРЗ присваивает номер заключению и заносит его и
проектную документацию в ЕГРЗ. Только после этого организация, проводившая
экспертизу вправе выдать заключение заявителю.
В связи с этим, прошу уделять внимание
качеству предоставляемых документов в части наименований, ЭЦП, ИУЛ. Кроме того,
присвоение реестрового номера занимает определенное время и мы, как организация
экспертизы, никак на ускорение процесса повлиять не можем. Следовательно,
совершенно необходимо иметь в запасе два три дня с момента окончательной
загрузки документации и до окончания срока проведения экспертизы.
Доклад о деятельности строительного
комплекса Республики Марий Эл в 2018 году и задачах на 2019 год
1. Строительство
относится к числу ключевых, фондообразующих отраслей, во многом определяющих
темпы развития экономики государства и решение важнейших социально-экономических
задач.
За прошедший год ввод жилья составил 336 тыс. кв.
метров, или
71,6 процентов к уровню ввода жилья 2017 года, в том числе ввод
в эксплуатацию индивидуального жилья составил 136 тыс. кв. метров, или 40,4
процента от общего ввода жилья.
Снижение вызвано внесением изменений в
законодательство о долевом строительстве, а именно - изменение требований к
застройщикам по увеличению размера уставного капитала, опыту работы, размещения
средств дольщиков на специальных счетах или эскроу-счетах.
При этом объем работ по виду деятельности
«строительство», который учитывает строительные работы по возведению зданий и
сооружений, строительство мостов, дорог, магистральных сетей, за прошедший год
увеличился и составил 15, 2 млрд. руб., или 102 % к аналогичному периоду 2017 г.
Прирост объема работ
по сравнению с предыдущим годом произошел в результате сдачи
дополнительных объемов на территории Республики Марий Эл, выполненных
организациями из других регионов.
Это: дноуглубительные работы с добычей и вывозом песка
на Заволжском месторождении в Звениговском районе, общестроительные работы на
территории воинской части в п. Речной Медведевского района, прокладка нефтепроводов на территории
республики.
Также в 2018 году введено в эксплуатацию 33,2 км газопроводов,
обеспечено газом 1834 домовладения.
2. В рамках реализации государственных программ Российской
Федерации и Республики Марий Эл в 2018
году при содействии федерального бюджета смогли улучшить жилищные условия 111 семей категорий
граждан, установленных федеральным законодательством (чернобыльцев, вынужденных
переселенцев, граждан, выехавших из районов Крайнего Севера), ветеранов Великой
Отечественной войны, членов семей инвалидов и участников войны, молодых семей.
Кроме того, улучшили свои жилищные условия 79 семей работников
бюджетной сферы. В 1 квартале 2019 года планируется полностью погасить
задолженность перед застройщиками в сумме 69, 3 млн. руб.
3. Одной из
важнейших задач, требующих постоянного внимания
со стороны Правительства республики является реализация Указа Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018
г. № 204, а
также национального проекта «Жилье и городская среда».
В целях выполнения задач, поставленных Президентом
Российской Федерации, Минстроем и ЖКХ Республики Марий Эл в декабре 2018 г. разработан паспорт
регионального проекта «Жилье».
В рамках регионального проекта за счет средств
федерального бюджета в 2019 году будет осуществляться строительство объекта
«Подъездные пути в д. Шоядур». Предполагаемый ввод жилья в рамках строительства
данного объекта составит 3 тыс. кв. метров индивидуального жилья.
Министерством и
городским округом «Город Йошкар-Ола» в рамках регионального проекта в 2020 году
планируется простроить за счет средств федерального бюджета улицу Петрова на
участке от бульвара Ураева до Сернурского тракта, бульвар Ураева на участке от
ул. Петрова до ул. Кирова с инженерными сетями ливневой канализации на этих
участках улиц.
В целях выполнения Указа Президента России № 204 Минстроем
республики были представлены предложения по увеличению объемов жилищного
строительства в Перечень поручений Президента России, в частности о
необходимости разработки механизмов поддержки по восстановлению прав «обманутых
дольщиков», в том числе за счет средств Фонда защиты прав граждан - участников долевого
строительства.
Во
исполнение Указа Президента Российской Федерации № 600
в целях улучшения жилищных условий
граждан республики и повышения доступности жилья за счет средств
республиканского бюджета осуществляется строительство автомобильных дорог для обеспечения
земельных участков, выделенных многодетным семьям.
В 2018 году на территории дер. Апшакбеляк выполнены
работы
по строительству автомобильных дорог (1 очередь строительства) общей
протяженностью 2,6 км на общую сумму 25, 5 млн. рублей.
В дер. Рябинка построена автомобильная дорога
протяженностью 780 м
на общую сумму 4,8 млн. рублей.
За счет инвестиционной надбавки к тарифу на услуги по
транспортировке природного газа организацией ООО «Газпром газораспределение
Йошкар-Ола» построен газопровод высокого давления и пункт газорегуляторный
блочный II и III очередей
строительства южнее
дер. Апшакбеляк.
В 2019 - 2020 г.г. планируется
газоснабжение индивидуальных жилых домов дер. Апшакбеляк (IV очередь строительства).
Строительство объектов и сетей электроснабжения
осуществляется
за счет средств филиала «Мариэнерго» ПАО «МРСК Центра
и Приволжья».
Вопросы обеспечения инженерной инфраструктурой
земельных участков, выделенных многодетным семьям, будут продолжены и в 2019
году.
4. Также одной
из важнейших проблем, находящейся на контроле министерства, является реализация
мер, направленных на решение проблем «обманутых» дольщиков.
На начало 2018 г. на
территории Республики Марий Эл насчитывалось два «проблемных» объекта, общей
площадью 13, 6 тыс. кв. м. К сожалению, в связи с отсутствием
денежных средств на завершение строительства, в мае 2018 г. в реестр
«проблемных» объектов был включен третий объект, находящийся по адресу: г. Йошкар-Ола,
с. Семеновка, ул. Молодежная,
поз. 2 (застройщик – ООО «Гала-М»). В
настоящее время площадь проблемных объектов составляет 20,4 тыс. кв. м.
По данным объектам по состоянию на 1 июля 2018 г.насчитывалось 116 «обманутых»
дольщиков.
Правительством Республики Марий Эл в феврале
2018 года был принят Закон, который направлен на решение данных проблем. В рамках исполнения Закона в июле 2018 г. был объявлен конкурс
по отбору нового застройщика в целях предоставления мер
по защите «обманутых»
дольщиков. По результатам конкурсного отбора между ООО «Казанский
посад», Минстроем и ЖКХ Республики Марий Эл и администрацией города Йошкар-Олы
заключено соглашение о предоставлении мер по защите прав «обманутых дольщиков».
В рамках данного соглашения 102 дольщика по 2-м объектам: дом по ул.
Молодежная, позиция 2, с. Семеновка, г. Йошкар-Олы и 106 - квартирный жилой дом
в микрорайоне Гомзово по ул. Анциферова – Красноармейская получат от нового
застройщика жилые помещения или денежную компенсацию.
Строительство жилого дома по ул. К. Маркса - пл.
Революции,
в квартале № 5 продолжено застройщиком ООО «Луч», ввод дома в эксплуатацию
планируется осуществить в конце 2019
г.
В связи с реализацией мероприятий,
предусмотренных Законом республики, в настоящее время в Реестре граждан, чьи
денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи
права нарушены, состоят 111 человек, т.к. 5 дольщиков были исключены из реестра
в связи с отказом от получения мер поддержки, предусмотренных законодательством
республики и получением одним дольщиком денежной компенсации от нового
застройщика.
Благодаря своевременным мерам, принятым
Минстроем и ЖКХ Республики Марий Эл совместно с подрядными организациями 89 семей
граждан не перешли в разряд «обманутых» дольщиков по следующим многоквартирным домам:
многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.
Йошкар-Ола, с. Семеновка, ул. Молодежная, поз. 1 (застройщик - ООО «Гала-М»).
3 многоквартирных жилых дома, застройщиком которых
являлось
ООО «Телекомпания 12 регион».
Два из указанных домов в 2018 г. уже введены в
эксплуатацию, строительство остальных домов застройщиком продолжается, ввод их
в эксплуатацию планируется в 2019 году.
Хочется
отметить, что благодаря слаженной работе Правительства республики, Минстроя и
администрации города, «обманутых» дольщиков на территории республики становится
все меньше, а к концу 2020 г.
будем надеяться, «проблемные» объекты и «обманутые» дольщики на территории
республики будут отсутствовать.
В текущем году будет продолжена работа Правительства республики перед по погашению кредиторской
задолженности перед застройщиками.
По информации Минэкономразвития Республики Марий Эл
на 1 января 2018 г.
данная задолженность в рамках республиканской адресной инвестиционной программы
составляла 472 млн. рублей.
В 2018 году на погашение кредиторской задолженности перед
подрядчиками, по объектам республиканской адресной инвестиционной программы
было направлено 242 млн. рублей, по состоянию на 1 января
2019 г. кредиторская задолженность бюджета республики составляет
230 млн. рублей.
Только по нашему министерству общая кредиторская задолженность с
учетом кредитов ГУП РМЭ «Соцжилкоммунстрой» на 1 января 2018 года составляла
549,8 млн. рублей, в том числе: задолженность подрядчикам 266,31 млн. рублей,
кредит ГУП РМЭ «Соцжилкоммунстрой» 283,5 млн. рублей. За 2018 год профинансировано
473,2 млн. рублей, в том числе подрядным организациям - 189,72 млн. рублей,
кредит ГУП РМЭ «Соцжилкоммунстрой» погашен полностью. По состоянию на первое
января 2019 г.
кредиторская задолженность министерства перед подрядными организациями составила
94,4 млн. рублей.
Погашение оставшейся
задолженности планируется в течение
2019 года.
Проводится
работа, направленная на снижение административных барьеров, в том числе по оптимизации и повышению
доступности предоставляемых услуг в сфере строительства. В 2018 году в рамках
мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности региона обеспечено
предоставление услуг по выдаче разрешений на ввод объектов
в эксплуатацию в электронном виде и по принципу «одного окна»
в многофункциональных центрах. На сегодняшний день в электронном виде
предоставляются услуги по проведению экспертизы проектной документации и
результатов инженерных изысканий, а также обеспечена возможность предоставления
услуг по выдаче разрешений на строительство и предоставлению градостроительных
планов земельных участков.
Министерством осуществляется работа по направлению
проектной документации, подготовленной в отношении объектов капитального
строительства на территории Республики Марий Эл, для включения в реестр
экономически эффективной проектной документации повторного использования.
Проектная документация, включенная в Реестр, должна
использоваться
при проектировании объектов, строительство которых планируется осуществлять с
привлечением бюджетных средств.
Проектная документация из Реестра используется на
безвозмездной основе. В данном случае заказчик несет затраты только на
разработку проектной документации по привязке проекта повторного использования
к конкретной местности, а также по корректировке типовой проектной документации,
не затрагивающей характеристики надёжности и безопасности объекта капитального
строительства.
Всего в настоящее время реестр включено 858 типовых
проектов, в том числе более 100 проектов жилых домов.
Также Министерством в рамках работ по актуализации
реестра типовой проектной документации проводится анализ уже включенных
в реестр проектов на предмет их актуальности и соответствия действующим
требованиям технических регламентов. Предложения по сохранению, либо исключению
той или иной проектной документации направляются
в Минстрой России.
В процессе строительства, реконструкции объектов
капитального строительства сотрудниками Инспекции государственного
строительного надзора Республики Марий Эл осуществляется государственный
строительный надзор, предметом которого является проверка соответствия
выполняемых работ требованиям технических регламентов и проектной документации.
Данные проверки осуществляются в строгом соответствии с утвержденными
программами проверок, разработанными на весь период строительства по
каждому объекту, а внеплановые проверки, проводятся только по жалобам,
обращениям юридических и физических лиц, органов государственной власти,
общественных организаций и т.д., либо по проверке ранее выданных предписаний.
В 2018 г. было проведено 348
проверок поднадзорных объектов, в том числе 341 в соответствии с программой
проверок и 7 проверок по ранее выданным предписаниям. По результатам
проверок выдано 5 предписаний об
устранении замечаний, среди которых замечания по нарушению требований проектной
документации и нормативных документов в области строительства, а также нарушения
установленного порядка строительства объектов. В целях профилактики вынесено 26 предостережений о недопустимости нарушения обязательных
требований. В 22 случаях составлены протоколы об административных
правонарушениях, предусмотренные КОаПом. По результатам рассмотрения дел об
административных правонарушениях было вынесено 22 постановления об
административных правонарушениях. Оформлены постановления о наложении штрафов
организациям, должностным лицам и гражданам на общую сумму 296 тыс. рублей.
Кроме того в 2018 году, было выдано 69 заключений о
соответствии построенных объектов капитального строительства требованиям
технических регламентов (строительных норм и правил) и проектной документации.
Благодаря проводимой надзорной работе удается выявить
факты незаконного строительства, ведущегося на территории Республики
Марий Эл, в результате которого не только затрагиваются интересы региона, но и
права и интересы граждан. К примеру, такие объекты, как
объект ТЦ «Сана», в г. Козьмодемьянске (застройщик - ИП Плеханов),
многоквартирный жилой дом по ул. Чернякова, поз. 25 в г.Йошкар-Оле (застройщик
– ООО «СтройГрад»), по которым осуществлялось строительство без соответственного
разрешения.
Хочется отметить, что
смена законодательства по финансированию строительства многоквартирных домов
создала непростые условия для застройщиков, но даже и в этих непростых условиях
необходимо для реализации национальных целей, изложенных в 204 майском Указе
Президента Российской Федерации, планомерно развивать строительную отрасль. К направлениям,
влияющим на развитие строительной отрасли, относится снос аварийного жилья и
строительство нового жилья в рамках развития застроенных территорий и комплексное освоение территорий.
По итогам 2018 года введено в эксплуатацию 4 новых
детских сада, в 2019 году планируется построить еще 4 детских сада;
завершено строительство школы в дер. Ильпанур
Параньгинского района;
начато строительство средней общеобразовательной школы
в 9-ом микрорайоне г. Йошкар-Олы на
825 мест;
завершена реставрация здания Музыкального училища,
продолжаются работы по реставрации зданий Марийского драматического театра
имени М. Шкетана, Республиканской библиотеки в г. Йошкар-Оле и
Краеведческого музея в г. Волжске.
Задачи
на 2019 год
В 2019 году планируется
построить 410 тыс. кв.м. жилья, обеспечить жильем 161
семью категорий граждан, установленных федеральным законодательством на сумму 110 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.
В рамках празднования
100-летия образования республики
в 2019 - 2020 годах планируется строительство и реконструкция пяти социально-значимых объектов здравоохранения,
культуры, объектов коммунального назначения на общую сумму 2,3 млрд. рублей.
Кроме того, в 2018 г. в рамках проведения
Дней Республики
Марий Эл Советом Федерации было принято постановление, в соответствии с которым
на территории республики в 2019 – 2021 годах будет осуществляться строительство
и реконструкция еще 10 социально-значимых объектов здравоохранения, культуры,
физкультурно-оздоровительных комплексов, объектов коммунального назначения,
автодорог
сметной стоимостью более 4,0 млн. рублей.
Минстроем и ЖКХ
Республики Марий Эл в целях безусловного выполнения задач по объемам ввода
жилья, поставленным Президентом России В.В.Путиным в Указе № 204, проводится
мониторинг имеющихся земельных участков, планируемых к вовлечению в оборот под
жилищное строительство, по его результатам будет подготовлена аналитическая
информация по развитию жилищного строительства на территории Республики Марий
Эл, которая будет направлена в адрес Главы республики.
Правительством
республики и в дальнейшем будут проводиться мероприятия по формированию
современного архитектурного облика городов республики, по увеличению объемов
ввода жилья и по обеспечению жильем малообеспеченных категорий граждан и
многодетных семей. Данные мероприятия будут реализованы в рамках национального
проекта «Жилье и городская среда».
ДОКЛАД
«О реализации региональных проектов «Формирование
комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного
для проживания жилищного фонда», «Чистая вода», «Оздоровление Волги» и
мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах»
Министерством
строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий
Эл осуществляется реализация мероприятий национального проекта «Жилье и
городская среда», в состав которого входят 4 региональных проекта: «Жилье»,
«Ипотека», «Формирование комфортной городской среды»
и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного
фонда», а также региональных проектов «Чистая вода»
и «Оздоровление Волги», входящих в состав национального проекта «Экология».
Национальный
проект «Жилье и городская среда»
Федеральный проект
«Ипотека» направлен на совершенствование механизмов финансирования жилищного
строительства на федеральном уровне.
В проекте паспорта национального проекта «Жилье и
городская среда» финансирование по данному направлению из федерального
и консолидированного бюджетов не предусмотрено.
Региональный
проект «Формирование
комфортной городской среды»
Основной целью реализации данного проекта является повышение комфортности
городской среды, повышение индекса качества городской среды, создание механизма
прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение
доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды.
В рамках данного проекта планируется за период 2019-2024 годов
благоустроить 734 дворовых и 127 общественных территорий (набережных,
центральных площадей и парков).
На 2019 год запланировано благоустроить 185 дворовых и
30 общественных территорий на общую сумму 206,2 млн. рублей,
из них:
202,1 млн. рублей - за счет средств федерального бюджета;
4,1 млн. рублей - за счет средств республиканского бюджета Республики Марий
Эл.
Объемы финансирования на период 2020-2024 годов будут доведены Минстроем
России после принятия решения о распределении федеральной субсидии бюджетам
субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по формированию
комфортной городской среды в субъектах Российской Федерации на соответствующие годы
(первое полугодие 2019 г.).
Региональный
проект «Обеспечение
устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»
В рамках данного проекта за 2019-2024 годы
планируется расселить из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после
1 января 2012 года, 5,59 тыс. человек, ликвидировать 100,55 тыс. кв. м
аварийного жилья.
Общий объем финансирования,
предусмотренный проектом
на 2019-2024 годы, составляет 4 109,3 млн. рублей, из них:
4 027,12 млн. рублей – за счет средств
федерального бюджета;
82,18 млн. рублей – за счет средств
республиканского бюджета Республики Марий Эл.
В 2019 году планируется:
ликвидировать 1,55 тыс. кв. м. аварийного
жилищного фонда;
расселить 90 человек, проживающих в
аварийном жилье.
На данные цели планируется направить
336,78 млн. рублей,
из них:
330,05 млн. рублей - за счет средств
федерального бюджета;
6,73 млн. рублей – за счет средств
республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Федеральным
законом от 28 ноября 2018 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и
отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения, в
соответствии с которыми региональная адресная программа по переселению граждан
из аварийного жилищного фонда, в которую могут быть включены только
многоквартирные дома, признанные аварийными по состоянию
до 1 января 2017 года, должна быть разработана на период
2019 - 2025 года со сроком завершения до 1 сентября 2025 года.
С целью разработки республиканской
адресной программы
по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Фонд содействия
реформированию жилищно-коммунального хозяйства
и Минстрой России направлены на согласование сведения об аварийном жилищном
фонде по Республике Марий Эл, в которые включены
400 многоквартирных домов, признанных аварийными по состоянию
на 1 января 2017 г., общей
площадью жилых помещений
102,9 тыс. кв. м.
Национальный
проект «Экология»
Региональный проект «Чистая вода»
Реализация проекта
«Чистая вода» направлена на повышение качества питьевой воды из систем
централизованного водоснабжения посредством модернизации систем водоснабжения с
использованием перспективных технологий.
В рамках
реализации проекта планируется довести целевой показатель «Доля населения,
обеспеченного качественной питьевой водой» до 94 процентов. В Республике Марий
Эл по состоянию на
1 января 2018 г. данный показатель составил 90,2 процента.
Общий объем
финансирования, предусмотренный проектом
на 2019-2024 годы, составляет 662,9 млн. рублей, из них:
553,3 млн. рублей
– средства федерального бюджета;
109,6 млн. рублей
– средства консолидированного бюджета Республики Марий Эл.
На 2019 год из федерального
бюджета выделено 18,3 млн. рублей.
В республиканском
бюджете Республики Марий Эл на софинансирование мероприятий проекта
предусмотрено
12,2 млн. рублей.
С целью реализации
данного проекта в срок до 15 апреля 2019 г. органам местного самоуправления
необходимо провести инвентаризацию объектов водоснабжения с отражением данных в
информационной системе «Реформа ЖКХ». Порядок проведения инвентаризации
объектов водоснабжения, разработанный Минстроем Росси, в настоящее время
проходит процедуру согласования в Правительстве Российской Федерации.
По результатам
проведенной инвентаризации будут определены объекты, подлежащие включению в
региональный проект. Перечень объектов должен быть согласован с территориальным
Управлением Роспотребнадзора.
Министерством
подготовлен примерный перечень объектов водоснабжения, модернизация которых
позволит улучшить качество питьевой воды из систем централизованного
водоснабжения.
Согласно данному перечню в 2019 году планируется реализация мероприятий по
объекту:
«Строительство
водопровода в пгт. Килемары (квартал новой застройки - 64 дома)» - 27,4 млн.
рублей.
«Строительство
водопровода в микрорайоне «Черемушки» 1 – ая очередь» - 4,76 млн. руб. за счет
средств республиканского бюджета Республики
Марий Эл.
Региональный проект «Оздоровление Волги»
Реализация проекта
«Оздоровление Волги» направлена
на сокращение доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волга
в три раза.
При реализации
данного проекта за период 2019 - 2024 годов планируется провести реконструкцию
(модернизацию) очистных сооружений канализации, осуществляющих сбросы в пойму
р. Волги,
в том числе с применением наилучших доступных технологий.
Общий объем финансирования,
предусмотренный проектом
на 2019-2024 годы составляет 2 000,23 млн. рублей, из них:
1 960,22 млн. рублей – средства федерального бюджета;
40,01 млн. рублей – средства консолидированного бюджета
Республики Марий Эл.
На 2019 год из
федерального бюджета выделено
356,15 млн. рублей.
В республиканском
бюджете Республики Марий Эл на софинансирование мероприятий проекта
предусмотрено
7,27 млн. рублей.
В 2019 году
планируется реализация мероприятий по строительству (реконструкции) 5 объектов:
«Реконструкция
биологических очистных сооружений канализации г. Волжска Республики Марий Эл» -
108,421 млн. рублей;
«Реконструкция
очистных сооружений канализации
г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл» - 150,0 млн. рублей;
«Строительство
очистных сооружений в деревне по речке Ноля
Мари-Турекского района Республики Марий Эл» - 60,0 млн. рублей;
«Строительство
очистных канализационных сооружений д. Малая Каракша Оршанского района
Республики Марий Эл» - 18,0 млн. рублей;
«Строительство
очистных канализационных сооружений
с. Табашино Оршанского района Республики Марий Эл» -
27 млн. рублей.
В настоящее время
проектно-сметная документация на данные объекты находится на рассмотрении в
Управлении государственной экспертизы.
Реализация мероприятий по капитальному
ремонту общего имущества в многоквартирных домах
Реализация
мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах
осуществляется в настоящее время в рамках краткосрочного плана капитального
ремонта
на 2017 - 2019 годы, в который на сегодняшний день включено
327 МКД, общей площадью 1 млн. 91
тыс. кв. м., общий объем финансирования составляет 1 млрд. 254,3 млн. рублей (увеличено на
70 МКД и на 278,3 млн. руб.).
За два года (2017,
2018) реализации выполнен капитальный ремонт 234 МКД на сумму 861млн. рублей.
В 2018 году в
Республике Марий Эл согласно краткосрочному плану в первой редакции было
предусмотрено провести капитальный ремонт общего имущества в 94 многоквартирных
домах, общей площадью 270,3 тыс. кв. м., на сумму 354,3 млн. рублей. Фактически
проведены работы в 130 МКД на сумму 473 млн. рублей. Выполнены следующие работы
по капитальному ремонту общего имущества в МКД по видам работ:
Виды работ
|
ед.изм.
|
объем работ
|
Стоимость, руб.
|
Заменены инженерные
сети холодного водоснабжения
|
п. м.
|
4 800
|
8 112 770,22
|
Заменены инженерные
сети горячего водоснабжения
|
п. м.
|
5 584
|
6 805 431,40
|
Заменены инженерные
сети водоотведения
|
п. м.
|
5 494
|
8 317 331,22
|
Заменены инженерные
сети отопления
|
п. м.
|
20 826
|
30 161 837,02
|
Заменены инженерные
сети электроснабжения
|
п. м.
|
13 763
|
11 326 612,64
|
Заменены инженерные
сети газоснабжения
|
п. м.
|
3 786
|
4 480 537,96
|
кровля
|
кв.м.
|
60 877
|
179 812 713,15
|
фасад
|
кв.м.
|
69 380
|
72 033 044,55
|
установка ОДПУ
|
шт.
|
4
|
1 176 081,65
|
замена лифтового
оборудования
|
шт.
|
71
|
137 509 390,85
|
подвальное помещение
|
кв.м.
|
7 409
|
7 444 223,02
|
утепление фасада
|
кв.м.
|
1 182
|
3 622 381,45
|
замена чердачного
перекрытия
|
кв.м.
|
598
|
1 841 220,11
|
ремонт фундамента
|
куб.м.
|
114
|
566 365,47
|
|
|
|
473 209 940,71
|
В 2019 году запланировано провести
капитальный ремонт
в 91 МКД на сумму 398 млн. рублей.
В настоящее время объявлены электронные
аукционы на выполнение работ по капитальному ремонту по 42 МКД, из них
по 22 электронные аукционы состоялись, по 12 заключены договоры, и подрядные
организации приступили к выполнению капитального ремонта скатных крыш, первая
приемка выполненных работ планируется в начале марта.
Одновременно Фондом капитального ремонта
совместно
с органами местного самоуправления проводится работа по актуализации
краткосрочного плана на 2019 год с целью включения в план дополнительных
многоквартирных домов, нуждающихся в срочном ремонте, с плановых периодов и
переноса из более поздних периодов республиканской адресной программы за счёт
экономии денежных средств, которая будет получена при проведении электронных
аукционов.
Уровень
собираемости взносов по Республике Марий Эл за период реализации
республиканской программы с 2014 по 2018 год составил 88,7%, что выше на 2,1%
по сравнению с 2017 годом.
Отдельно хотелось остановиться по правилам
отбора подрядных организаций для проведения работ по капитальному ремонту
общего имущества в многоквартирных домах.
Отбор подрядных организаций осуществляется
в соответствии
с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года № 615.
на 1 этапе Министерство строительства
проводит предварительный отбор подрядных организаций и формирует реестр
квалифицированных подрядчиков сроком на 3 года, которые в дальнейшем имеют
право участвовать в электронных аукционах. Информация о проведении предварительного
отбора подрядных организаций размещается на сайте министерства и в единой
информационной системе в сфере закупок (площадка РТС-Тендер). Отбор подрядных
организаций проводится ежеквартально по одному из шести видов (замену лифтов,
культурное наследие: на псд и подряд, подряд на смр, стройконтроль,
проектирование псд).
На 2 этап - отбор подрядных организаций на
выполнение проектно-сметной документации, на СМР, и на осуществление
строительного контроля по капитальному ремонту общего имущества в
многоквартирных домах осуществляет региональный оператор.
В 2018 году капитальный ремонт
осуществляли 33 подрядных организации.
№п/п
|
Подрядчик
|
СМР
|
Проектные
|
Строительный контроль
|
1
|
ООО «АВИС»
|
да
|
|
|
2
|
ООО «АРМАТУРА 12»
|
да
|
|
|
3
|
БиК
|
да
|
|
|
4
|
ООО «Волжская ПМК»
|
да
|
|
|
5
|
ИП Галавдин Ш.Р.
|
да
|
|
|
6
|
Дельфа
|
да
|
|
|
7
|
ООО «Дом»
|
да
|
|
да
|
8
|
Домакс
|
да
|
|
|
9
|
ИДИЛЛИЯ
|
да
|
да
|
да
|
10
|
Инжекомстрой
|
да
|
|
|
11
|
Кровля-Сантехстрой
|
да
|
|
|
12
|
ИП Кузнецов Роман Владимирович
|
да
|
|
|
13
|
ООО «МАРВОДСТРОЙ»
|
да
|
|
|
14
|
АО «Марспецмонтаж»
|
да
|
да
|
|
15
|
Медведевская ПМК
|
да
|
|
|
16
|
ООО «МИЛС»
|
лифты
|
|
|
17
|
ООО «МОЗАИКА»
|
да
|
|
|
18
|
Монтажник
|
да
|
|
|
19
|
ОКБ МСА и ЖКХ
|
да
|
да
|
да
|
20
|
Офис-стиль
|
да
|
|
|
21
|
Поланса
|
да
|
|
|
22
|
ООО «Полидрев»
|
да
|
|
|
23
|
ООО «РЕММАСТЕР»
|
да
|
да
|
|
24
|
РемЭкс
|
да
|
да
|
|
25
|
ООО «РЕСТО»
|
да
|
|
|
26
|
Санком
|
да
|
|
|
27
|
ГУП РМЭ Соцжилкоммунстрой
|
|
|
да
|
28
|
Сподрядстрой
|
да
|
|
|
29
|
ООО «СТОЛИЦА ТСК»
|
да
|
|
|
30
|
Строительная индустрия
|
да
|
|
|
31
|
Стройпрофиль
|
да
|
|
|
32
|
ООО «ТРАНСЭНЕРГО»
|
лифты
|
|
|
33
|
Эрмада-строй
|
да
|
|
|
|
ИТОГО
|
32
|
5
|
4
|
Всего за период с 2019 по 2024 годы на
реализацию указанных региональных проектов и мероприятий по капитальному
ремонту общего имущества в многоквартирных домах планируется направить более
9,5 млрд. рублей, из которых 6,9 млрд. рублей только за счет средств
федерального бюджета.
Несмотря на сложную ситуацию, сложившуюся в
строительной отрасли на сегодняшний день, объем работ, которые необходимо будет
выполнить в ближайшие шесть лет очень большой. Думаю, что работы хватит на все
строительные организации республики, которые будут иметь желание эту работу
выполнить.